Православные отметят Рождественский сочельник

Рождественский сочельник хоть и предваряет большой праздник Рождество Христово, но все-таки 6 января положен самый строгий пост

Существовала благочестивая традиция в сочельник приступать к еде только «после первой звезды», соблюдалась она не одно столетие, в память о том, что Рождение Христа сопровождалось появлением на Востоке новой звезды. Но какую звезду ждут верующие в Рождественский сочельник, чтобы, наконец, поесть? Уж точно не наградную, как Александр Васильевич Суворов в растиражированном ТВ-анекдоте. И не ту, что на небе. В Церкви «первая звезда» символизируется большой свечой, которую после утренней службы торжественно выносят на середину храма и перед которой поют тропарь Рождеству Христову (тропарь — это краткое песнопение, раскрывающее сущность праздника). Значит, по окончанию литургии утром 6 января, после выноса большой свечи, придя домой, можно и поесть — но только сочива: пост.

Про сочиво разговор особый, именно это блюда из сваренных зерен пшеницы (сейчас чаще — риса) с медом подарило название дню накануне праздника Рождества Христова.

Причем, Рождественский сочельник — это народное название, в Церкви 6 января именуют «Навечерие Рождества Христова». Слово «навечерие», читаем в словаре Даля, означает «день накануне праздника». Сочельник и сам можно назвать праздником, настолько все 6 января пронизано предвкушением наступающего Рождества, но все-таки это время подготовки к Рождеству Христову. Мы часто в своей суетливой нетерпеливости уже горим желанием с головой окунуться в атмосферу еще ненаступившего Рождества, но Церковь предуготавливает нас к встрече праздника постепенно, и в этом глубокий смысл.

Подготовка верующих к Рождеству началась за сорок дней до самого большого после Пасхи христианского праздника — праздника в честь родившегося Христа.

Подготовка эта заключалась и в 40-дневном Рождественском посте, в том, что неделя, предшествующая празднику Рождества Христова, была особо строгой, хоть и попадает она на наш светский-советский Новый год. А еще в том, что богослужения в Церкви постепенно и с нарастающим напряжением готовили нас к встрече с родившимся Христом. Рождение в нашем мире Богомладенца, Боговоплощение — вот центр праздника Рождества Христова, а вовсе не магазинная суета в поисках рождественских подарков, не рождественские скидки, и даже не рождественские утренники, или рождественский стол.

Как бы ни старались все маркетологи мира, розовощекий Санта Клаус с веселыми позывными Jingle Bells и рядом не стоит с вестью о том, что две тысячи лет назад в темноте Вифлеемской ночи произошло событие, имеющее надмирное измерение — Бог принял человеческую природу, человеческую плоть, Он стал одним из нас, Всесильный пришел в этот мир самым беззащитным — Младенцем, «Бог становится человеком, чтобы человек стал Богом» — это и называется тайной Боговоплощения.

Поэтому оставим околорождественскую мишуру на периферии сознания и сосредоточимся на главном. Именно к главному и готовит нас Церковь. Во время богослужений Рождественского поста в храмах читаются отрывки из Священного Писания, рассказывающие о долгом ожидании человечеством прихода Спасителя, о тех пророчествах, которые обещали Его Пришествие. Эти отрывки из Ветхого Завета и Евангелия не просто напоминают об истории человечества, они погружают нас в нее, приобщая к общечеловеческой памяти. И чем ближе к Рождеству, тем сильнее внутреннее напряжение: мы готовимся к встрече родившегося Христа. Поэтому и неслучайно, что день накануне праздника Рождества Христова — Рождественский сочельник — день самого строго поста.

Кончается же Рождественский пост уже в сам день праздника Рождества, после ночной литургии.

Но главные события Рождественского сочельника, конечно, происходят в храме. Службы в этот день удивительно красивые. В Рождественский сочельник принято исповедоваться — с тем, чтобы чистыми и обновленными встретить Родившегося Христа, пишет «РГ».

Реклама
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте ее нам.