Даже через пять лет дороги Архангельской области останутся худшими в России

Политика01.03.2019 09:10
Качественных дорог в регионе нужно в два раза больше

В два раза к 2024 году должна вырасти сеть региональных дорог в нормативном состоянии в Архангельской области. Но и тогда по итогам 2024 года в Архангельской области будут одни из худших дорог в стране.

Ведущее российское издание «Ведомости» выяснило, как губернаторы будут выполнять наказ Владимира Путина по ремонту дорог и в каких регионах к концу 2024 года будут лучшие трассы.

Оценивать губернаторов будут по выполнению федерального проекта «Дорожная сеть» (входит в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). На него государство потратит 4,4 трлн рублей, в том числе 300 млрд — федеральный бюджет, он также передаёт регионам доходы от топливного акциза.

В 2017 году доходы региональных дорожных фондов составили 624,6 млрд рублей. Поддерживать дороги и проводить текущий ремонт регионы должны из своих денег, федеральные они получают на полноценное обновление — реконструкцию. Пусть даже прибавка на дороги небольшая, изменения институциональные, говорит директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: с перераспределением топливного акциза у регионов появятся ресурсы, которые намного проще использовать, чем федеральные субвенции.

По методике самый высокий балл (0,5) губернаторы могут получить за ремонт региональных трасс, 0,35 — за ремонт дорог в агломерациях, где живёт более 200 тысяч человек, за снижение доли перегруженных дорог — 0,15. Если план удастся выполнить более чем на 90%, губернаторы получат очень высокие баллы. Если не удастся добиться выполнения и на 80% — оценки сильно падают.

На конец 2017 года в нормативном состоянии было 43,1% региональных дорог. Без перегрузок сейчас работают дороги в 22 регионах, к концу 2024 года их должно быть 27. Больше всего перегруженных дорог в Чувашской республике (29,8%). Значительно они перегружены во Владимирской области, Дагестане, Ингушетии, Крыму, Ханты-Мансийском автономном округе, Томской области.

Требования к дорогам в агломерациях единые: минимум 85% асфальтового покрытия должно соответствовать нормативам.

А вот по региональным дорогам будут индивидуальные планы: 21 региону, например Тверской, Архангельской, Оренбургской областям, и не придётся приводить в нормативное состояние половину дорог.

В Костромской области и в Республике Алтай лишь каждый пятый километр регионального асфальта был в нормальном состоянии в конце 2017 года — к 2024 году должен быть каждый второй. В Калмыкии без проблем проехать можно было лишь по одной дороге из 10 (11,8%), их доля должна вырасти почти в пять раз. Более чем втрое вырастет сеть дорог в нормативном состоянии в Ненецком автономном округе (с 17,25 до 63,1%), вдвое — в Рязанской, Архангельской, Кировской, Томской областях.

— Регионы стартуют с разных позиций, — указывает вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков, средства на проект распределялись так, чтобы как можно больше людей почувствовали изменения.

За строительный сезон средний регион с протяжённостью дорог около 5000–6000 км должен будет приводить в нормативное состояние 300 км асфальта, говорит федеральный чиновник: больше не смогли бы «переварить» строители, создался бы искусственный дефицит подрядчиков, а цены на их услуги резко выросли бы.

Худшие дороги по итогам 2024 года будут в Тверской, Архангельской, Оренбургской областях, на последнем месте будет Саратовская — всего четверть дорог будет приведена в нормативное состояние (сейчас 9%).

Лучшими дороги будут в регионах, где они и так хорошие, — там улучшения окажутся минимальными: в Ханты-Мансийском автономном округе, Амурской и Магаданской областях, в Красноярском крае — 85,7%.

В превосходном состоянии будут региональные дороги и двух кавказских регионов — Ставропольского края (77,6%) и Ингушетии (75,8%). Если в регионе половина и более дорог в нормативном состоянии (например, Хакасия или Белгородская область) — их состояние улучшится минимально. Федеральная поддержка этих регионов будет исчисляться десятками миллионов рублей в год.

— Если у региона уже половина хороших дорог, значит, он справляется сам, деньги нужно добавить в медвежьи углы, — говорит Чистяков. Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область в методике не учтены: у этих регионов нет KPI по участию в проекте «Дорожная сеть».

Реклама
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте ее нам.