Уникальный архитектурный ансамбль станции Няндома будет сохранён

В Архангельской области ведётся работа по привлечению внимания к вопросам бережного сохранения объектов наследия. Напомним, 18 апреля — Международный день памятников и исторических мест.

Так, в этом году завершается работа по включению исторической части железнодорожной станции Няндома в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации в качестве достопримечательного места.

Работы проводятся в соответствии с федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и направлены на сохранение уникального архитектурного железнодорожного ансамбля русского деревянного модерна конца XIX — начала XX вв. Идея сохранения объединила учёных, общественность и органы местного самоуправления Няндомы.

— Работы стартовали в 2013 году. Тогда группа студентов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета под руководством преподавателя Нины Петуховой и при поддержке органов местного самоуправления Няндомского района провела исследование объектов, появившихся в Няндоме в результате строительства Северной железной дороги, — рассказала руководитель инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Анна Ивченко.

Организатор строительства Северного участка железной дороги — талантливый промышленник и меценат С. И. Мамонтов, опередивший своё время. Функционально-коммерческое назначение железной дороги для С. И. Мамонтова было связано с созданием новой жизненной среды, и составление проектов гражданской архитектуры он поручил известным архитекторам Л. Кекушеву и И. Иванову-Шицу.

По словам Анны Ивченко, это были не виданные ранее архитектурные комплексы из дерева: пассажирские здания, жилые дома для работников станций, служебные помещения и другие. Они были распределены вдоль всего железнодорожного пути. Особенно Мамонтов выделил станции Исакогорка и Няндома.

Соединение стилистики зарождающегося европейского модерна, адаптация его к традициям Русского Севера, реализация принципов создания единого в архитектурном отношении железнодорожного ансамбля, а также авторство талантливых архитекторов дало великолепный результат, положило начало развитию в России такого направления, как деревянный модерн. И Няндома представляет пример наиболее полно сохранившегося ансамбля исторических зданий русского деревянного модерна.

Исследовательский замысел сохранения наследия, которое ушло в небытие вместе с Саввой Мамонтовым и может открыться миру, близок к реализации. Няндома — единственный город из всех железнодорожных городов Северной железной дороги, который решился на беспрецедентный шаг, становясь достопримечательным местом, превращаясь в самоценный уникальный город.

Архитектурный комплекс Северной железной дороги представляет культурный потенциал, который не используется и стремительно утрачивается. Придание первоначальному комплексу станции статуса объекта культурного наследия — это возможность сохранить и приумножить архитектурное наследие, превратить наши города в узнаваемые.

— Нормативные правовые акты, подготовленные инспекцией, будут размещены на сайте правительства региона с 25 апреля. Проект представлен жителям Няндомы. В каждом городе есть свой архитектурный символ, которым гордятся и куда ведут гостей. Уверена: архитектурный ансамбль станции Няндома займёт достойное место в ряду шедевров Русского Севера, — отметила Анна Ивченко, сообщили в инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области.

Реклама
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте ее нам.