Севморпуть должен стать глобальной и конкурентной транспортной системой

26.05.2018 08:04

На Петербургском экономическом форуме губернатор Игорь Орлов предложил продолжить обсуждение перспектив развития Северного морского пути на площадке международного форума «Арктика — территория диалога», который состоится в Архангельске в марте 2019 года.

Развитие Севморпути сегодня становится ключевым фактором в развитии Арктики и инфраструктурным проектом общемирового значения. Такое мнение прозвучало в ходе панельной сессии «Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста».

В работе сессии принял участие губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

Севморпуть должен стать по-настоящему глобальной, конкурентной транспортной системой. Это задача, стоящая на повестке дня, отметили участники дискуссии, которая стала одним из ярких событий сегодняшнего дня работы Петербургского международного экономического форума.

В откровенном разговоре приняли участие министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, губернатор Мурманской области Марина Ковтун, вице-президент ПАО ГМК «Норильский никель» Елена Безденежных.

Но для решения этой актуальной задачи необходимо ответить на ряд вопросов. Как будут развиваться инфраструктура и система управления коммуникациями Севморпути? Каковы новые аспекты нормативно-правового регулирования судоходства в полярных морях? Как обеспечить безопасность судоходства и не нанести вред окружающей среде?

Стоит напомнить, что российское присутствие в Арктике насчитывает более семи сотен лет.

При этом особенно активно деятельность по изучению, освоению и хозяйственному использованию арктических морей и территорий развивалась именно в Западной Арктике. Мореплавание по Северному морскому пути, международные деловые и дипломатические контакты начинались из Архангельской губернии.

И в современной истории уже есть целый ряд примеров успешной кооперации в Арктике: строительство платформ «Приразломная» и «Арктическая», плавучей атомной электростанции, атомных ледоколов, строительство объектов инфраструктуры на Ямале.

Сейчас на арктическом побережье России расположено целое ожерелье морских портов и судоходных компаний, которые успешно работают в Арктике в круглогодичном режиме. Помимо Архангельска, Мурманска и Нарьян-Мара, это порты Онега, Мезень, Кандалакша. Их потенциал далеко не исчерпан.

Напомним, что в 2017 году удалось осуществить целый ряд сложных перевозок в порты Западной Арктики по Северному морскому пути.

Так, в августе теплоход «Гармония» доставил из Владивостока в Архангельск три тысячи тонн свежемороженой дальневосточной рыбы. Переход судна занял 14 дней вместо 30 дней по железной дороге и признан экономически выгодным.

В сентябре 2017 года судно «Михаил Кутузов» перевезло по Севморпути в Шанхай 25 тысяч кубометров леса.

Даже эти два рейса свидетельствуют о высоком интересе к таким перевозкам со стороны грузоотправителей.

Уже в этом году планируется заход в Архангельск не менее двух судов с рыбной продукцией дальневосточных предприятий с объемом доставки 10 тысяч тонн. Это говорит о большом потенциале такой схемы поставки рыбы с Дальнего Востока в европейские регионы России.

Сегодня имеется целый ряд перспективных проектов в Западной Арктике, которые могут существенно поменять баланс перевозок по Севморпути и стать новыми примерами кооперации сразу нескольких регионов.

На завершающий этап подготовки к реализации выходят крупнейшие проекты железнодорожной магистрали «Белкомур», глубоководного района морского порта Архангельск и месторождения Павловское на Новой Земле.

Участники дискуссии практически единодушно отметили необходимость законодательного обеспечения развития Арктики — государство должно сформировать «правила игры».

— Северный морской путь — это инструмент развития, — подчеркнул в своём выступлении Игорь Орлов. — Сегодня важно определить, как будут идти процессы управления этим развитием. А для этого необходимо слышать арктические регионы, слышать, что нужно людям, живущим в Арктической зоне РФ. Более того, необходимо все законодательные инициативы оценивать с учетом интересов развития приполярных территорий.

Насыщенная дискуссия в рамках панельной сессии выявила ряд проблемных моментов и в тоже время наглядно проявила общность позиций, заинтересованность государства и бизнеса в дальнейшем развитии Севморпути и Заполярья.

Глава Поморья Игорь Орлов предложил продолжить дискуссию на международном форуме «Арктика — территория диалога», который пройдёт в Архангельске весной 2019 года, и перейти от проблематики к созданию законодательства о поддержке деятельности в Арктике, сообщили в пресс-службе регионального правительства.

Реклама
Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите Ctrl+Enter и отправьте ее нам.